Чем больше слушаешь Александру Неронову, тем больше
поражаешься её дару говорить о сложном простым и прозрачным музыкальным и
поэтическим языком, умению с потрясающей достоверностью передать атмосферу и
аромат эпохи, места, ремесла, овеянных для слушателей таинственным флером
романтики… Два самых заметных лейтмотива её песен – театр и дорога. И это
неспроста – жизнь Александры Нероновой тесно связана и с тем, и с другим.
Профессиональный музыкант, великолепная пианистка, чьим волшебным пальцам
подвластны шедевры классики, она путешествует по городам и весям, даря
слушателям незабываемое наслаждение прекрасной музыкой. И гитара в её руках
звучит нежно, лирично, строго. В своих песнях автор предстаёт перед нами в
разных ипостасях, надевая и сбрасывая маски множества персонажей, становясь то
менестрелем, то средневековым школяром-вагантом, то героем философской сказки,
то персонажем пьесы, которую разыгрывает бродячий театр… Слушать Неронову
необыкновенно интересно – она умеет увлечь свою аудиторию в то чудесное
путешествие, которое называют полётом души.
Микаэля Штерна роднит с А. Нероновой не только
высокий профессионализм исполнения, но и трепетное отношение к слову. Он в
полной мере наделён талантом обращения с родным языком – в его мастерски
сотканных поэтических картинах-гобеленах нет ни одной лишней ниточки - каждое
слово значимо и выпукло, каждый образ ярок и оригинален. Соблюдая древнюю
традицию, Микаэль Штерн исполняет только собственные песни, где стихи и музыка
связаны меж собой настолько тесно, что воспринимаются одним живописным полотном
– то задумчивым, полным ностальгической грусти, то озорным и весёлым. Он
владеет секретом мгновенного перевоплощения - и мы вместе с ним то горюем над
умирающим Паганини, то радуемся жизни во всей её полноте в компании
разухабистых весельчаков-кондотьеров.
Отдельного упоминания заслуживает инструмент, на
котором играет М. Штерн – прекрасная старинная лютня «вандерфогель»: по
легенде, именно на такой играл знаменитый миннезингер Вальтер фон дер
Фогельвейде, живший в далёком XII веке. И звучание этого чудесного инструмента, то
нежное, то драматическое, способное в искусных руках М. Штерна передать любой
оттенок любых человеческих чувств и эмоций, соединяет в себе прошлое, настоящее
и будущее, напоминая нам о непреходящих ценностях настоящего искусства.
Яромила Вранова
|